Зачем и кому необходимо художественное образование

 Выдержки из статьи

доктора психологических наук А.А. Мелик-Пашаева, зав.лабораторией психологических проблем художественного развития ПИРАО.

Источник - журнал "Искусство в школе", № 1 за 2008 год.                 

   

                  Зачем и кому необходимо художественное образование

 

            … Вся история человечества свидетельствует, что явление, которое мы сейчас называем искусством, или художественной культурой, это неотъемлемая составляющая человеческого способа существования в мире.

            Занятия искусством, художественным творчеством основываются на всестороннем чувственном опыте ребенка, на его интересе к предмету непосредственного восприятия. И это свойство ребенка выступает не просто как возрастная особенность и тем более не как помеха на пути становления отвлеченного мышления, а как незаменимая ценность, подлежащая дальнейшему развитию и совершенствованию в процессе художественного творчества. Таким образом, именно богатый художественный опыт сохраняет целостность психического развития ребенка…

            Потребность в творчестве – неотъемлемая черта, личностная характеристика нормально развивающегося человека, несводимая к решению каких бы то ни было частных, прагматических задач. Именно в области искусства ребенок с самого начала обучения может приобрети успешный, полноценный опыт самостоятельного творчества – порождения иосуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания ребенка, его самоощущения в социальной среде и который поможет ему в будущем стать «креативным» в избранной им сфере деятельности…

            Одной из неотложных и непростых задач российского образования считается переход от «знаниевого» подхода к «компетентностному». В художественном образовании эта проблема решается «сама собой», поскольку искусство – не область отвлеченных знаний, а в первую очередь область практического творчества, или сотворчества, когда речь идет об адекватном восприятии искусства. В этой области нельзя знать, не умея, причем умение означает не усвоение каких-либо безличных приемов, а умение решить конкретную творческую задачу

            В результате занятий художественным творчеством повышается эмоциональный тонус детей, статистически значимо снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей. Усталость детей во многом вызывается недогруженностью творчеством, которое является их естественной, хотя и не всегда осознаваемой потребностью…

            Обширные исследовательские данные показывают, что занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность детей и юношей; положительно влияют на успеваемость в основной школе; повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не может быть речи о творческой деятельности в какой бы то ни было области человеческой деятельности…

            Специальные исследования показали, что усиленные занятия художественным творчеством, даже предпринятые не в младшем, а в подростковом возрасте приводят к значительному личностному росту детей: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других людях; растут самостоятельность и ответственность ребенка – признаки его психологического здоровья. Не случайны данные социально-психологических исследований, показывающие, что среди взрослых, обладающих богатым опытом общения с искусством, больше людей личностно развитых и социально ответственных

            Неоднократно показано также, что художественное творчество, тактично организуемое педагогом, положительно влияет на так называемых трудных подростков, помогает им преодолеть чувство отчуждения, наполнить «ценностный вакуум» (заполняемый в других условиях «антиценностями»), избавиться от тяги к самоутверждению в асоциальном поведении…

            В статье использованы или учтены данные ряда психологических исследований, в том числе проведенных автором и его сотрудниками, материалы докладов рабочих групп Общественной палаты на пленарных заседаниях по вопросам образования и культуры, консультации специалистов по дополнительному и дошкольному образованию, материалы журнала «Искусство в школе», некоторые данные Центра социологии образования и других источников.